понедельник, 18 ноября 2013 г.

Анализ рассказа А. П. Чехова "Студент".

Анализ рассказа А. П. Чехова «Студент».

Рассказ А. П. Чехова «Студент» - это рассказ в его классическом понимании.
В 1894 году А. П. Чехов живёт в Мелехове, он, как врач, понимает, что он обречён, что годы его сочтены.
В середине 90-х годов XIX века набирает силу символизм с его идеей двоемирия. Отголоски двоемирия мы видим и в рассказе «Студент», видим диалог Чехова с символистами. Почему рассказ назван «Студент»? Название всегда шире смысла слова, поставленного в заглавие. Главный герой рассказа, Иван Великопольский, - студент духовной академии, Василиса и Лукерья внимательно слушают Ивана, учатся у него, апостол Пётр, о котором рассказывает Иван женщинам, - ученик Христа. Иван так же, как и Пётр, предаёт Христа, сомневается в лучшем, переживает внутренний катарсис, перерождение, на глаза читателя происходит зарождение веры.
Рассказ начинается и заканчивается пейзажными зарисовками, но если пейзаж, данный в начале рассказа, вызывает у читателя пессимистическое настроение, то пейзаж в заключении даёт веру в лучшее. Один и тот же пейзаж дан будто глазами разных людей, хотя видит их один и тот же герой.
Герои рассказа посредством своих имён связаны с богоугодным, сакральным, проекция идёт через имена. Имя Иван (стар. Иоанн) древнееврейского происхождения и означает: «дар Бога, благодать Божья»; Василиса (стар. Василисса, разг. Васена) – изменённое на женский лад мужское имя Василий, которое происходит от слова «базилеус» (греч.) – «царь». Василиса означает: «царская, царственная, царица», имя Лукерья древнегреческого происхождения, женская форма мужского имени Лукиан, значение имени Лукерья - “сладкая“.
Композиция рассказа рамочная, рассказ в рассказе, кольцевая. Кольцо – символ гармонии, связаны начало и конец. Композиция подчёркивает гармонию, связь всего со всем в мире.
Действие рассказа происходит в пятницу на страстной неделе, что тоже указывает на сакральную связь. На сюжет, на раскрытие образов героев у Чехова работает деталь. Главный символ рассказа – огонь (в разных вариантах этот символ повторяется в рассказе более 10 раз). Он символ, объединяющий 2 времени. Символичен образ всадника верхом на лошади, «свет от костра дрожал на нём». Этот образ тоже имеет сакральную связь.
Повествование ведётся от лица автора. Он стоит над героем, видит и понимает его.
При чтении рассказа чувствуется связь с Евагелие.
Для Чехова характерна умеренность в описаниях, внутренняя ёмкость, содержательность описаний, для создания портретной характеристики писателю достаточно 2-3 штрихов.

Идея рассказа очень важна для Чехова в этот период. Иван Великопольский обрёл веру и привёл к Богу две заблудшие души.

Комментариев нет:

Отправить комментарий