Анализ рассказа
А. П. Чехова «Студент».
Рассказ
А. П. Чехова «Студент» - это рассказ в его классическом понимании.
В 1894
году А. П. Чехов живёт в Мелехове, он, как врач, понимает, что он обречён, что
годы его сочтены.
В
середине 90-х годов XIX века набирает силу символизм с его идеей
двоемирия. Отголоски двоемирия мы видим и в рассказе «Студент», видим диалог
Чехова с символистами. Почему рассказ назван «Студент»? Название всегда шире
смысла слова, поставленного в заглавие. Главный герой рассказа, Иван
Великопольский, - студент духовной академии, Василиса и Лукерья внимательно
слушают Ивана, учатся у него, апостол Пётр, о котором рассказывает Иван
женщинам, - ученик Христа. Иван так же, как и Пётр, предаёт Христа, сомневается
в лучшем, переживает внутренний катарсис, перерождение, на глаза читателя
происходит зарождение веры.
Рассказ
начинается и заканчивается пейзажными зарисовками, но если пейзаж, данный в
начале рассказа, вызывает у читателя пессимистическое настроение, то пейзаж в
заключении даёт веру в лучшее. Один и тот же пейзаж дан будто глазами разных
людей, хотя видит их один и тот же герой.
Герои рассказа
посредством своих имён связаны с богоугодным, сакральным, проекция идёт через
имена. Имя Иван (стар. Иоанн) древнееврейского происхождения и означает: «дар
Бога, благодать Божья»; Василиса (стар.
Василисса, разг. Васена) – изменённое на женский лад мужское имя Василий,
которое происходит от слова «базилеус» (греч.) – «царь». Василиса означает: «царская,
царственная, царица», имя Лукерья древнегреческого
происхождения, женская форма мужского имени Лукиан, значение имени Лукерья - “сладкая“.
Композиция
рассказа рамочная, рассказ в рассказе, кольцевая. Кольцо – символ гармонии, связаны
начало и конец. Композиция подчёркивает гармонию, связь всего со всем в мире.
Действие
рассказа происходит в пятницу на страстной неделе, что тоже указывает на
сакральную связь. На сюжет, на раскрытие образов героев у Чехова работает
деталь. Главный символ рассказа – огонь (в разных вариантах этот символ
повторяется в рассказе более 10 раз). Он символ, объединяющий 2 времени.
Символичен образ всадника верхом на лошади, «свет от костра дрожал на нём».
Этот образ тоже имеет сакральную связь.
Повествование
ведётся от лица автора. Он стоит над героем, видит и понимает его.
При
чтении рассказа чувствуется связь с Евагелие.
Для
Чехова характерна умеренность в описаниях, внутренняя ёмкость, содержательность
описаний, для создания портретной характеристики писателю достаточно 2-3
штрихов.
Идея
рассказа очень важна для Чехова в этот период. Иван Великопольский обрёл веру и
привёл к Богу две заблудшие души.
Комментариев нет:
Отправить комментарий