ГИА по
литературе – один из
необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. Сам экзамен хотя и
носит название теста, фактически сводится к всего пяти вопросам, каждый из
которых предполагает написание небольшого сочинения или развернутого ответа.
Основную часть экзамена составляет сочинение в форме, подобной выпускному
экзамену в 9-м классе до введения ГИА по литературе.
Общие сведения
о ГИА по литературе.
Время
проведения экзамена – 240 минут (4 часа).
Разрешенные
материалы – полные тексты художественных произведений и сборники лирики.
Минимальный
балл (соответствует тройке) – 10.
Максимальный
балл – 30.
Количество
заданий – 13, из них надо выполнить только 5.
Структура
теста ГИА по литературе.
ГИА по
литературе состоит из двух частей.
Часть 1 – это группа заданий, в которых
требуется провести анализ стихотворения или отрывка из произведения,
приведенных в тесте. Всего в первую часть входит 8 вопросов, по 4 для каждого
из двух стихотворений или отрывков. Таким образом, вы сможете выбрать, по
какому фрагменту произведения или стихотворению вам будет проще ответить на все
четыре вопроса. Второй вариант вопросов выполнять не нужно. Первые три задания
предполагают ответ на поставленный вопрос в объеме 3–5 предложений. В четвертом
задании требуется сравнить два стихотворения или отрывка, приведенных в тесте.
Часть 2 – представляет собой небольшое сочинение
на одну из пяти предложенных тем, объем сочинения не менее 200 слов. Темы
сочинений выбираются по произведениям школьной программы, никаких отрывков,
глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно
пользоваться полными текстами произведений.
Система оценивания экзаменационной работы по литературе в формате ГИА.
Система оценивания экзаменационной работы по литературе в формате ГИА.
Критерии
оценивания заданий 1.1.1 и 1.1.2; 1.2.1 и 1.2.2, требующих написания связного
ответа объёмом 3–5 предложений
Указание
на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии
глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно
формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем
объёме).
Если
при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов,
задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в
протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
Критерии
|
Баллы
|
1. Глубина приводимых суждений и
убедительность
аргументов
|
|
а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь
на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),
при необходимости формулирует свою точку зрения, аргументирует
свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют
|
2
|
б) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт на него прямого ответа;
и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений
искажает авторский замысел);
и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;
и (или) не все тезисы аргументирует;
и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает 1–2 фактические ошибки
|
1
|
в) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос;
и (или) подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает более 2-х фактических ошибок
|
0
|
2. Следование нормам речи
|
|
а) допущено не более 2-х речевых ошибок;
|
1
|
б) допущено более 2-х речевых ошибок.
|
0
|
Максимальный балл
|
3
|
Критерии оценивания
сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3,
требующих написания связного
ответа объемом 5–8 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности
(при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме;
при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно
ответить в меньшем объёме).
Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому
критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям
не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
|
|
Критерии
|
Баллы
|
1. Умение сопоставлять
художественные произведения
|
|
а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению
анализа, умеет строить сравнительную характеристику
|
2
|
б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании
направлению анализа, но допускает нарушения в построении
сравнительной характеристики
|
1
|
в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в
задании направлению анализа;
и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную
характеристику
|
0
|
2. Глубина приводимых суждений и
убедительность
аргументов
|
|
а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос,
опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая
авторский замысел),
при необходимости формулирует свою точку зрения,
аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли
текстом, не подменяя анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют
|
2
|
б) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт на него прямого ответа;
и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений
искажает авторский замысел);
и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;
и (или) не все тезисы аргументирует;
и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает 1–2 фактические ошибки
|
1
|
в) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос;
и (или) подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает более 2-х фактических ошибок
|
0
|
3. Следование нормам речи
|
|
а) допущено не более 2-х речевых ошибок;
|
1
|
б) допущено более 2-х речевых ошибок
|
0
|
Максимальный
|
5
|
Критерии
оценивания заданий 2.1–2.4, требующих написания сочинения (в объёме не менее
200 слов)
Среди
пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный
аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по первому
критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям
не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
При
оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150
слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая
работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При
объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого
балльного уровня не меняется.
Критерии
|
Баллы
|
1. Глубина
раскрытия темы сочинения и убедительность
суждений
|
|
а)
экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при
анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости
формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы;
фактические
ошибки и неточности отсутствуют
|
3
|
б)
экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при
анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости
формулирует свою точку зрения,
но
не все тезисы
убедительно обосновывает;
и (или)
допускает 1–2 фактические ошибки
|
2
|
в)
экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь
на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла);
и (или) не
обосновывает свои тезисы;
и (или)
допускает 3–4 фактические ошибки.
|
1
|
г)
экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;
и (или)
допускает более 4-х фактических ошибок
|
0
|
2. Уровень
владения теоретико-литературными понятиями
|
|
а)
экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для
анализа
произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют
|
2
|
б)
экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия,
но
не использует
их для анализа произведения,
и / или
допускает не более 2-х ошибок в их употреблении
|
1
|
в)
экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;
или допускает
более 2-х ошибок в их употреблении.
|
0
|
3. Обоснованность
привлечения текста произведения
|
|
а) текст
рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно
(цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой,
ссылки на текст произведения)
|
2
|
б) текст
привлекается,
но
не всегда
обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)
|
1
|
в) текст не
привлекается, суждения текстом не обосновываются
|
0
|
4.
Композиционная цельность и логичность изложения
|
|
а) сочинение
характеризуется композиционной цельностью, части
высказывания
логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных
повторов и нарушений логической последовательности
|
2
|
б) в сочинении
есть нарушения композиционной цельности: части
высказывания
логически связаны между собой,
но
мысль
повторяется;
и (или) есть
нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей
высказывания);
и (или) есть
отступления от темы сочинения
|
1
|
в) в сочинении
не прослеживается композиционного замысла;
и (или)
допущены грубые нарушения в последовательности изложения;
и (или) нет
связи между частями и внутри частей
|
0
|
5. Следование
нормам речи
|
|
а) допущено не
более 2-х речевых ошибок
|
3
|
б) допущены 3
речевые ошибки
|
2
|
в) допущены 4
речевые ошибки
|
1
|
г) количество
допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла
высказывания (допущено 5 и более
речевых
ошибок).
|
0
|
Максимальный балл
|
12
|
План сопоставительного анализа.
Один
текст является опорным.
1.
Определите
предмет, направление сопоставления (характеры героев, поступки, мотивы, образы
и т. д.)
2.
Найдите
в обоих текстах элементы, отвечающие заданию.
3.
Соотнесите
их между собой.
4.
Найдите
принцип, по которому они объединены.
5.
Обозначьте
по пунктам общие позиции.
6.
Покажите
различия по пунктам.
Примеры сопоставительного анализа.
I. Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова с приведённым стихотворением А. К. Толстого. Какие мотивы сближают эти стихотворения?
М. Ю. Лермонтов.Нет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня красы твоей блистанье:Люблю в тебе я прошлое страданьеИ молодость погибшую мою.Когда порой я на тебя смотрю,В твои глаза вникая долгим взором:Таинственным я занят разговором,Но не с тобой я сердцем говорю.Я говорю с подругой юных дней,В твоих чертах ищу черты другие,В устах живых уста давно немые,В глазах огонь угаснувших очей. 1841г.А. К. Толстой.С ружьем за плечами, один, при луне, Я по полю еду на добром коне. Я бросил поводья, я мыслю о ней, Ступай же, мой конь, по траве веселей! Я мыслю так тихо, так сладко, но вот Неведомый спутник ко мне пристает, Одет он, как я, на таком же коне, Ружье за плечами блестит при луне. "Ты, спутник, скажи мне, скажи мне, кто ты? Твои мне как будто знакомы черты. Скажи, что тебя в этот час привело? Чему ты смеешься так горько и зло?" – "Смеюсь я, товарищ, мечтаньям твоим, Смеюсь, что ты будущность губишь; Ты мыслишь, что вправду ты ею любим? Что вправду ты сам ее любишь? Смешно мне, смешно, что, так пылко любя, Ее ты не любишь, а любишь себя. Опомнись! Порывы твои уж не те, Она для тебя уж не тайна, Случайно сошлись вы в мирской суете, Вы с ней разойдетесь случайно. Смеюся я горько, смеюся я зло Тому, что вздыхаешь ты так тяжело". Все тихо, объято молчаньем и сном, Исчез мой товарищ в тумане ночном, В тяжелом раздумье, один, при луне, Я по полю еду на добром коне...1851г.Стихотворения М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого схожи по мотивам и образам. Так, например, в обоих стихотворениях присутствует мотив утраченной любви. У Лермонтова он выражен в словах: «Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье. Люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою…». У Толстого это звучит следующим образом: «Её ты не любишь, а любишь себя". А также в обоих стихотворениях присутствует мотив внутренней раздвоенности. Лирические герои сближены в этих двух мотивах. Это разочарованные эгоисты, не сумевшие удержать светлое чувство любви.Образ лирической героини также имеет общие черты. И у Лермонтова, и у Толстого этот образ мы видим в восприятии лирического героя. Он окрашен его чувствами и переживаниями, в нём также присутствует мотив раздвоенности, так как её восприятие в глазах лирического героя меняется с течением времени.II. Сопоставьте фрагмент романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" с приведёнными ниже строфами из IV главы романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" и ответьте на вопрос: "В чём похожи и чем различаются Онегин и Печорин в приведённых фрагментах?"3-го июня.
Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлекся трудностью предприятия...
Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство - истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.
Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: "Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!"
А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый
признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи - создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.
Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря.
(М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")
VII. Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей, И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времян: Ловласов обветшала слава Со славой красных каблуков И величавых париков.VIII. Кому не скучно лицемерить, Различно повторять одно, Стараться важно в том уверить, В чем все уверены давно, Всё те же слышать возраженья, Уничтожать предрассужденья, Которых не было и нет У девочки в тринадцать лет! Кого не утомят угрозы, Моленья, клятвы, мнимый страх, Записки на шести листах, Обманы, сплетни, кольца, слезы, Надзоры теток, матерей, И дружба тяжкая мужей.IX. Так точно думал мой Евгений. Он в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей. Привычкой жизни избалован, Одним на время очарован, Разочарованный другим, Желаньем медленно томим, Томим и ветреным успехом, Внимая в шуме и в тиши Роптанье вечное души, Зевоту подавляя смехом: Вот как убил он восемь лет, Утратя жизни лучший цвет.(А. С. Пушкин "Евгений Онегин")В приведённых фрагментах образы Онегина и Печорина в чём-то похожи, но во многом и различны. И Онегин, и Печорин похожи в своём эгоизме, циничном отношении к женщине и людям, в разочаровании обществом и жизнью. Так, например, оба без любви цинично наслаждаются властью над женщиной, молодой, нераспустившейся душой. Настоящее чувство в них подменено мелкими страстями.Но у этих героев есть и принципиальные различия. Онегин предстаёт перед нами как герой скучающий, разочарованный. Если Онегин духовно спит, Печорин, напротив, живёт этими страстями, для него они животрепещущее настоящее. Онегин – светский денди, романтик, Чайльд-Гарольд. Печорин – это более реалистический герой.III. Сопоставьте стихотворение С. Есенина с приведённым стихотворением А. С. Пушкина. Что сближает оба стихотворения?С. Есенин. Пороша. Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.А. С. Пушкин. Зимняя дорога.Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…Ни огня, ни черной хаты… Глушь и снег… Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне...Стихотворения Есенина и Пушкина схожи по тематике, образам, размеру и различаются по мотивам. В обоих стихотворениях через восприятие лирического героя передаётся зимний пейзаж. Но если у Есенина пейзаж окрашен в светлые тона: «Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль…», то в стихотворении Пушкина звучат печальные, грустные мотивы: «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она…».В обоих стихотворениях присутствует образ дороги. Этот образ и в том, и в другом стихотворении является сквозным, с него начинается стихотворение, им же заканчивается, что делает композицию стихотворений кольцевой. Также обастихотворения написаны одним стихотворным размером – двустопным хореем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий