Анализ стихотворения А. А. Фета «Заря прощается с землёю…».
Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый
взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Написано стихотворение в 1858 году. Здесь
всё так же, как и в других поэтических творениях Фета, согрето пристальным вниманием
автора. Фет снова
помогает читателю увидеть «абсолютную красоту» даже в самом обыденном.
Мы видим «кусочек вечера» глазами повествователя:
Заря прощается с землёю,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Вместе с лирическим героем видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. И снова излюбленный приём Фета – игра оттенков, полутонов, контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю».
Мы видим «кусочек вечера» глазами повествователя:
Заря прощается с землёю,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Вместе с лирическим героем видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. И снова излюбленный приём Фета – игра оттенков, полутонов, контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю».
Лес… Лес,
конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины – все те деревья,
листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин»: желтые, алые,
коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката. Значит, это осенний,
сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада где-то совсем близко, хочется зябко
передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные
шорохи и запахи заставляют настораживаться, и…
Как незаметно потухают
Лучи – и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
Деревья у Фета – всегда живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Как приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой», с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец»! Но деревьям известно, что скоро, очень скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями…
И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт как сон:
Как тонко на заре вечерней
Их лёгкий очерк вознесён!
Фет рисует объёмные зримые картины. Вначале взгляд читателя скользит вверх-вниз: «небо-земля», но затем появляется ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт», и картина становится цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие, кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес! Они будто шагнули с картин И. Левитана.
Как незаметно потухают
Лучи – и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
Деревья у Фета – всегда живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Как приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой», с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец»! Но деревьям известно, что скоро, очень скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями…
И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт как сон:
Как тонко на заре вечерней
Их лёгкий очерк вознесён!
Фет рисует объёмные зримые картины. Вначале взгляд читателя скользит вверх-вниз: «небо-земля», но затем появляется ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт», и картина становится цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие, кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес! Они будто шагнули с картин И. Левитана.
Фетовские картины мимолётны. И вот уже лучи погасли, лес
потемнел, цветная картинка исчезла, и теперь фотография из цветной превратилась
в чёрно-белую. На земле вытянутыми карикатурными линиями повторяется узор, искажённый,
но узнаваемый и прекрасный по-своему. Тончайшие колебания и настроения
человеческой души улавливает и передаёт эта простая привычная картина такими же
простыми и привычными словами.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
В стихотворении «Заря прощается с землёю…» ни слова не сказано ни о времени года, ни о звуках, цветах, запахах, ни о погоде или температуре, но всё это видишь, слышишь, ощущаешь так, будто лично находишься на месте повествователя.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
В стихотворении «Заря прощается с землёю…» ни слова не сказано ни о времени года, ни о звуках, цветах, запахах, ни о погоде или температуре, но всё это видишь, слышишь, ощущаешь так, будто лично находишься на месте повествователя.
Язык настолько прост, понятен и приближен к обыденной
речи, что кажется: «Да я и сам запросто
мог бы так рассказать». Да, оно просто, как всё гениальное. Стихотворение
не открыло ничего нового или неизвестного для читателя; оно просто стремилось
приковать внимание и воображение его к тому, что он часто видит, но не замечает,
чувствует, но не отдаёт себе отчёта в этих чувствах. Стихотворение Фета – это
слепок с натуры, запечатлевший неповторимый образ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий